Меню
Реклама
Get Adobe Flash player
Радио

Для выбора радио используйте кнопки влево и вправо
Не забываем ставить на паузу, когда прослушиваем песню что б не мешало!!

Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
Форма входа
Этот урок – вводный. В нём я собрал тот минимум информации, которым, по моему мнению, должен обладать каждый гитарист, даже если он серьёзно инструментом не занимается. Пока что я советую просто прочитать его, а позже, по ходу обучения и по мере необходимости и проявления интереса вы будете сюда заглядывать и усваивать изложенный здесь материал.

Содержание:

1) Теория: октавы, начальная информация о нотах, гитарный лад, тон, полутон, буквенные обозначения нот, как найти любую ноту на гитарном грифе.
2) Аккорды, как запоминать аккорды
3) Как правильно ухаживать за ногтями
4) Флажолеты: натуральные и искуственные
5) Как развивать голос

Я думаю, вам будет интересно почитать этот урок, вы многое отсюда узнаете, будете иметь некоторое представление об инструменте.

1) Теория

Каждый звук в природе имеет свою частоту. Звуковой ряд идёт от самых низких по частоте звуков (бас) до самых высоких (свист). Весь этот диапазон делится на части, называемые октавы. Есть 9 октав:

1 Субконтроктава
2 Контроктава
3 Большая октава
4 Малая октава
5 Первая октава
6 Вторая октава
7 Третья октава
8 Четвертая октава
9 Пятая октава.

Каждая октава состоит из 7 основных нот:

до, ре, ми, фа, соль, ля, си

и 5 альтерированных нот:

до диез, ре диез, фа диез, соль диез, ля диез

Пример: Малая октава состоит из таких нот: до, до диез, ре, ре диез, ми, фа, фа диез, соль, соль диез, ля, ля диез, си.

Все звуки отличаются друг от друга по высоте. Высота звука - это, если говорить своими словами, определённая частота звука. Нота - это звук определённой частоты. Между нотами есть промежуток - тон или половина тона. На гитаре один лад - это полтона! Запомните это! Между разными звуками разные расстояния:

ДО (тон) РЕ (тон) МИ (полтона) ФА (тон) СОЛЬ (тон) ЛЯ (тон) СИ (полтона) ДО

Если мы изменим основную ноту на полтона, мы получим альтерированную ноту. Можно повысить ноту на полтона, можно понизить на полтона.

Повышение ноты на полтона - это диез
Понижение ноты на полтона - это бемоль

Пример:

Основная нота - ДО, альтерированная нота, повышенная на полтона - ДО диез;
пониженная на полтона нота ДО - РЕ бемоль.

Диез - это повышение ноты на полтона, обозначается: #
Бемоль - это понижение ноты на полтона, обозначается: b

ДО диез и РЕ бемоль - это одно и то же.

Между некоторыми нотами расстояние только в полтона, это ноты: МИ и ФА, СИ и ДО. Запомните раз и навсегда: не бывает МИ диез, ФА бемоль, СИ диез и ДО бемоль!!!

Итак, теперь расположим все ноты по порядку:

ДО
ДО диез (или РЕ бемоль)
РЕ
РЕ диез (или МИ бемоль)
МИ
ФА
ФА диез (или СОЛЬ бемоль)
СОЛЬ
СОЛЬ диез (или ЛЯ бемоль)
ЛЯ
ЛЯ диез (или СИ бемоль)
СИ
ДО

Если всё время писать ноты как «ДО», «ДО диез» и так далее, это получается громоздко и неудобно, поэтому была придумана система буквенного обозначения нот:

ДО - С
РЕ - D
МИ - Е
ФА - F
СОЛЬ - G
ЛЯ - А
СИ - Н
СИ бемоль – В (то есть В=Hb или по-другому B#=H)

Эти буквенные обозначения ОБЯЗАТЕЛЬНО выучите наизусть, чтобы всегда знать, какая буква - какая нота, это вам пригодится в будещем.

Альтерированные ноты обозначаются так:

ДО диез С#
РЕ бемоль Db
МИ бемоль Еb
ФА диез F#
СОЛЬ бемоль Gb
СОЛЬ диез G#
ЛЯ бемоль Ab
ЛЯ диез A#
СИ бемоль Hb или B

Эти ноты запоминать не нужно, они находятся путём изменения основных нот.

Теперь я научу вас находить собственноручно на грифе гитары любую ноту. Для этого вам нужно обязательно выучить вот это:

1) Ноты открытых (неприжатых) струн:

1 - МИ (Е)
2 - СИ (Н)
3 - СОЛЬ (G)
4 - РЕ (D)
5 - ЛЯ (A)
6 - МИ (E)

1я и 6я струны имеют одну и ту же ноту, но это ноты разных октав.

2) Надо знать тот факт, что один лад на гитаре - это полтона.

А теперь, зная всё это, вы можете сами вычислить любую ноту на грифе гитары. Вот пример на первой струне:

Открытая 1я струна - нота МИ. Между МИ и ФА разница в полтона, а 1 лад - это тоже полтона, значит, если мы зажмём 1ю струну на 1м ладу, то получим ноту ФА.

Если мы зажмём 1ю струну на 2м ладу, это будет смещение ещё на полтона, то есть это будет нота, идущая за нотой ФА, то есть нота ФА диез.

Если зажать на 3м ладу, смещаем ещё на полтона, то есть то, что идёт за нотой ФА диез, а это нота СОЛЬ.

Вот для примера расчёт ноты на второй струне: Расчитать ноту на 2й струне, на 4м ладу. Считаем ноты:

1) Открытая вторая струна: СИ (Н)
2) Зажатая на 1м ладу - опускаем на полтона - ДО (С) (между СИ и ДО расстояние в полтона)
3) На 2м ладу - опускаем на полтона - ДО диез (С#)
4) На 3м ладу - опускаем на полтона - РЕ (D)
5) На 4м ладу - опускаем на полтона - РЕ диез (D#)

Всё, мы сосчитали - на 4м ладу будет нота РЕ диез (D#)

Принцип, надеюсь, понятен.

2) Аккорды, как запоминать аккорды

Аккорды по-простому обозначаются буквами. Наример С или G. Аккорды бывают мажорные и минорные. Мажорные пишутся просто, без добавок, к примеру C (ДО мажор) или G (Соль мажор).
Минорные пишутся с добавлением буквы m. К примеру Cm (ДО минор), Gm (СОЛЬ минор).
Аккорды, построенные от альтерированных нот, пишутся с добавлением знака диез (#) или бемоль (b).
Пример: F# - ФА диез; Eb - МИ бемоль. Или F#m - ФА диез минор. Есть ещё септ-аккорды, к примеру А7 (ЛЯ мажорный септ-аккорд) или G7 (СОЛЬ мажорный септ-аккорд).

Если аккорд берётся с приёмом баррэ (с ним вы познакомитесь позже), то аккорд, построенный от ноты, отличающейся от исходного аккорда на полтона, можно легко вычислить. Как я уже говорил, на гитаре полтона - это 1 лад. Диез - это повышение на полтона, значит нужно аккорд сместить на 1 лад в сторону корпуса гитары. То есть аккорд F# - это такой же аккорд F (аккорд F берётся с баррэ на 1м ладу), но смещённый на 1 лад в сторону корпуса гитары, и берётся такой аккорд с баррэ на 2м ладу. И наоборот. Аккорд Cb к примеру – это аккорд С, который надо сместить на 1 лад в сторону головки грифа.

Поясняю на примере. Вы видите аккорд, к примеру, С#. Вы просто вспоминаете, как ставится аккорд С, и смещаете его на 1 лад в сторону корпуса гитары. Или если, например, вы видите такой аккорд: Gb, то вы вспоминаете как ставится аккорд G, и смещаете его на 1 лад к головке грифа (от корпуса). Но помните, что этот способ действует только для аккордов, взятых с приёмом баррэ!

Аккорды можно вслух называть или по буквам, то есть C – «це» или Dm – «дэ эм», а можно говорить так: С – «ДО мажор», Dm – «РЕ минор». Но запомнить, как ставятся на грифе аккорды по их действительным названиям, то есть «РЕ мажор», «ДО минор», очень трудно. Вот вам скажут: «Поставь аккорд ФА диез минор». Пока вы вспоминаете, как ставится «ФА диез минор», пройдёт полвека. Я сам делаю так. Я помню все буквенные обозначения нот, то есть С - это ДО и так далее, их и всего-то 7. Также я помню как ставятся те или иные аккорды по буквам, то есть я помню что за аккорд такой С и как он ставится на грифе гитары, и так все самые распространённые аккорды - это тоже всегда хорошо запоминается. А потом в голове перевожу словарное название аккорда в буквенное, вспоминаю, как ставится буквенный аккорд, и ставлю его. Пока вы будете учиться играть боем, вы очень хорошо запомните постановку практически всех аккордов. То есть такие как Fm, G, Cm и так далее - вы всё это будете без труда знать. Но если вам сказать: «Поставь РЕ минор» - это будет уже ступор. Поэтому смотрите как это делается на примере:
Вам говорят: «Поставь ЛЯ диез минор». Вы вспоминаете:
1) Что «ЛЯ» - это «А».
2) Что «диез» - это «#»
3) Что минор - это «m»

В итоге получаете: A#m, или ещё часто пишут Am#. Вспоминаете, как ставится Am, повышаете его на полтона, то есть смещаете на 1 лад в сторону корпуса гитары. Вот и всё.

Ну и ещё пример. Вас спросили, какой в песне аккорд. Вы помните, что это G. Вы помните, что G - это СОЛЬ, то, что больше ничего нет - это значит, что это мажорный аккорд. И вы говорите спросившему вас человеку: «Здесь надо играть СОЛЬ мажор». Если он не знает про ноты ничего, не трудно догадаться, какие у него будут глаза, и что он про вас подумает, что вы крутой музыкант. Ещё можете сказать, что вы учили эти названия просто так, не говорите про этот способ запоминания.

3) Как правильно ухаживать за ногтями

Сначала разберёмся с пальцами левой рукой. Поскольку с их помощью мы зажимаем струны на грифе гитары, а ногти могут помешать нам это сделать, их лучше убрать совсем.

Правая рука.

В самом начале обучения ногти на правой руке тоже лучше совсем состричь и это я вам рекомендую. Позже, когда дойдёте примерно до 19го урока классической части школы, сделайте с ними следующее:

Большой палец.



Его следует подпилить пилкой для ногтей с той стороны и по той плоскости, как показано на фотографии. Это делается для того, чтобы он при игре по басовой струне не чиркал ногтем по струне. Сам ноготь нужно оставить большим, подравняв и закруглив его. Насколько делать его большим – почувствуете сами, когда будете играть им боем вверх по струнам.


Остальные пальцы.



Их тоже нужно подпилить по той же плоскости. Это связано с тем, что пальцы всё-таки играют по струнам не точно под углом 90 градусов к струнам, а несколько иначе. Ноготь должен быть длинным – настолько длинным, чтобы при игре по струне звук был звонкий, а не мягкий, как при игре подушечкой пальца. Нельзя делать его острым на конце – он должен быть круглым. Мизинец можно либо состричь под ноль (в смысле ноготь), либо сделать его округлым. При игре он практически не используется, так что это не очень важно.


Ногти на правой руке не следует состригать полностью по той причине, что гитара – это щипковый инструмент и играть на нём нужно ногтями, у профессионалов ногти обычно длинные, или даже бывают накладные.

4) Флажолеты

А)
Натуральные флажолеты

Для начала познакомимся с понятием «мензура». Мензура – это расстояние от нижнего порожка гитары (тот, который на корпусе гитары) до верхнего порожка (тот, который находится на головке грифа). От мензуры зависит то, как будет «работать» ваш инструмент. Если она налажена неправильно, гитара может или не настраиваться, или настраиваться, но не по всему грифу, или просто иметь нехорошее звучание. Самая распространённая мензура – 650мм – такая у классических гитар. Есть ещё уменьшенная – 630мм, такие гитары называют ещё «дамские». Не будем сильно углубляться в эти понятия.

Если к струне в районе 12го ладового порожка (этот порожек находится в месте примыкания грифа к корпусу) приложить палец, струна поделится на 2 равные части, то есть пополам. Можете даже измерить – расстояние от верхнего или нижнего порожка до 12го порожка будет ровно 325мм. При этом, если струну поделить таким образом, можно извлечь некоторый звук, который называется «флажолет». Этот звук похож чем-то на звук флейты. Натуральные флажолеты можно получить на 12м, 7м и 5м ладах. Подробное описание способа извлечения флажолета смотрите ниже.

Давайте рассмотрим получение натурального флажолета на примере 5й струны, извлекать будем на 12м ладу. Буквально по пунктам:

1) Мизинцем левой руки СЛЕГКА коснитесь 5й струны точно над 12м ладовым порожком (не прижимать струну, а только слегка коснуться)
2) Большим пальцем правой руки дёрните 5ю струну
3) Вы услышите интересный звук, при этом можно сразу убрать мизинец со струны – звук останется – это и есть отличительная черта флажолета от «обычного» звука – он звучит, даже если палец убран со струны
4) Попробуйте сделать то же самое на остальных струнах

Если прижать струну на 12м ладу и дёрнуть её, а затем убрать палец левой руки, струна звучать перестанет.

Видео: «Натуральный флажолет 1» - всё вышеизложенное, записанное на видео.








Рассмотрим, как получают натуральные флажолеты в классической музыке. Делается это так. Мизинец левой руки кладётся поперёк струн точно над нужным ладовым порожком (12й, 7й или 5й). Он не должен давить на струны, он должен ПРОСТО ИХ КАСАТЬСЯ. Затем правой рукой извлекаются звуки, после чего мизинец можно убрать со струн – они будут продолжать звучать.

Видео: «Натуральный флажолет 2» - как делаются флажолеты в классике.









Б) Искуственные флажолеты

Искуственный флажолет получается путём искуственного изменения мензуры гитары. Делается это прижатием струны на каком-нибудь ладу. Каждый раз, прижимая очередную струну, лад, с которого мы извлекаем флажолет, сдвигается на 1 лад в сторону корпуса гитары. К примеру, если прижать струну на 1м ладу, флажолет будет извлекаться уже не над 12м, а над 13м ладом, и соответственно не над 7м, а над 8м, не над 5м, а над 6м.

Вот таблица для примера:

 

Лад, на котором зажата струна

Над каким ладовым порожком извлекать флажолет

Открытая струна

12; 7; 5.

На 1м ладу

13; 8; 6.

На 2м ладу

14; 9; 7.

На 3м ладу

15; 10; 8.

 



Но есть одна проблема. Допустим, вы прижали левой рукой струну на 1м ладу, правой вы извлекаете звук, дёргая струну, тогда где взять третью руку, чтобы коснуться струны в районе 13го лада? В этом случае можно воспользоваться каподастром – это специальное устройство для повышения строя гитары на полтона. Устанавливается он на определённый лад и зажимает все струны на этом ладу, по сути выполняя функции приёма «баррэ». Но ради искуственных флажолетов не стоит приобретать каподастр – про него я вам сказал, чтобы вы знали, что это такое. Можно в принципе коснуться струны указательным пальцем правой руки, а безымянным пальцем правой руки дёрнуть струну.

5) Как развивать голос

Возможно, вы уже даже знаете то, что я здесь вам скажу, а если не знаете, то прочитаете и запомните.

Во-первых, у многих людей существует одна очень распространённая ошибка. Говорят, что у человека может БЫТЬ музыкальный слух, а может его НЕ БЫТЬ. Это неправда. Музыкальный слух – это способность узнавать ноты на слух и чувствовать изменения высоты звука на тон, полтона и так далее. Есть специальный предмет «сольфеджио», который развивает слух. Смысл предмета в том, что вам играют на музыкальном инструменте в определённом порядке звуки, а вы должны определить их высоту и назвать ноты. Так вот, музыкальный слух есть у всех людей, только он у каждого развит по-разному. У одних людей от рождения слух развит хорошо, у других – хуже, у кого-то лучше. Бывает так, что у человека от природы или очень хороший слух, который в последствии быстро развивается, или даже абсолютный слух. Абсолютный слух – это редкое явление, даже скорее талант, при котором человек, слушая любое музыкальное произведение, с ходу способен назвать все ноты, из которых состоит это произведение.

Во-вторых, не путайте человеческий голос с музыкальным слухом. Певец с хорошим слухом – это тот, который при пении попадает в ноты, пусть даже голос у него «некрасивый». Если у человека голос «некрасивый», это ещё не значит, что у него нет слуха, а многие так и думают: вот ты поёшь каким-то противным голосом, значит у тебя нет слуха, тебе медведь на ухо наступил. Это не так.

Теперь о пении. Голос и слух нужно развивать. При пении необходимо попадать в ноты – это значит, что когда вы играете, к примеру, на гитаре, и поёте – высота вашего голоса должна совпадать с высотой тех нот, которые вы извлекаете на гитаре. Если играете на гитаре ДО – значит и петь должны ДО.

Чтобы развить слух, можно пользоваться таким способом. Вы играете на гитаре определённую ноту, а голосом поёте так, чтобы ваш голос вошёл в унисон со звуком гитары. Унисон – это когда 2 звука одинаковой частоты звучат одновременно и как бы сливаются друг с другом. Как узнать, что вы попали в ноту. Это вы почувствуете – ваш голос как бы сольётся со звуком струны. Поскольку музыкальный слух, как я уже сказал, есть у всех, любой человек способен это почувствовать.

Рассмотрим на примере.

1) Зажмите ноту ДО на грифе гитары (это 5я струна, 3й лад)
2) Дёрните её пальцем правой руки
3) Теперь пойте голосом: «Дооооооо…», добиваясь звучания в унисон
4) Отпустите 5ю струну и дёрните неприжатую 4ю струну – это будет нота РЕ
5) Снова пойте «Рееееееееееееееееееее…», чтобы получилось в унисон
6) Зажмите ноту МИ на 4й струне, 2м ладу, дёрните её
7) Опять пойте «Мииииииииии…»
8) Зажмите ноту ФА на 4й струне, 3м ладу, дёрните
9) Пойте «Фаааааааа…» – это уже будет посложнее
10) Теперь нота СОЛЬ (4я струна, 5й лад)
11) Пойте «Сооооооооооооооооооль» – попасть будет труднее, поскольку это уже достаточно высокая нота

Петь можно под любые ноты – главное попасть в ваш голосовой диапазон, пытайтесь петь под разные ноты на разных струнах.
Поиск
Календарь
«  Ноябрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930