Несколько слов об усердии. Не стоит сидеть часами и истирать пальцы в кровь, преодолевая боль. Также, если пальцы устали, не стоит заставлять их переутом-ляться. Если вы не будете обращать внимания на боли в суставах и мышцах, то рискуете «переиграть» пальцы, что приведёт к тому, что как минимум на месяц вам придётся забыть о гитаре. Сделали один «заход» на упражнение, отдохните, расслабьте пальцы.
Первое упражнение
1) Поставьте все пальцы левой руки на 3-ю струну, 1-й палец (указательный) на 5-й лад (по тем правилам, как было описано в предыдущем уроке)
2) Прижмите струну всеми пальцами (указательный на 5-м ладу, средний на 6-м ладу, безымянный на 7-м ладу, мизинец на 8-м ладу). Пальцы должны попадать на лад, а не на ладовый порожек.
3) Приготовьте правую руку, поставьте большой палец на 6-ю струну
4) Начинайте играть чередование указательного и среднего пальца правой руки на 3-ей струне (играем ударом, то есть пальцы упираются в 4-ю струну после уда-ра)
5) Проиграйте 4 раза (сейчас играется та нота, которая прижата мизинцем)
6) Снимите мизинец, но не снимайте остальные пальцы, мизинец должен нависнуть над своим ладом (над 8), в сторону его не убирать!
7) Играйте снова 4 раза (сейчас играется безымянный палец левой руки)
8) Снимите безымянный палец (он должен нависнуть над 7 ладом)
9) Играйте 4 раза
10) Снимите средний палец (висит над 6 ладом)
11) Играйте 4 раза
12) Снимите указательный палец (висит над 5 ладом)
13) Играйте 4 раза (при этом будет играться открытая струна)
Зазор между пальцами и открытой струной должен быть как можно меньше. Во время постановки и убирания пальцев в положении левой руки и большого пальца ничего не должно меняться!
Кое-что о нюансах. Рассмотрим пример. Вот у вас все четыре пальца стоят на 3-ей струне. Если вы надавите на мизинец и ослабите остальные пальцы, это ведь ниче-го не меняет, так? Струна, прижатая мизинцем, будет звучать. Это значит, что вы, убирая очередной палец, должны напрячь следующий за ним, то есть пренести на него основное напряжение. Тогда как пальцы, которые стоят перед ним, можно ослабить. То есть не следует одинаково сильно напрягать все пальцы сразу. Нужно напрячь лишь палец, который стоит впереди (ближе к корпусу гитары). И вот ещё что. Есть при игре такая ошибка. Когда зажимают струну, уводят её по направле-нию к более тонкой струне. Это запрещено, с этим нужно сразу же бороться.
Продолжим.
14) Теперь будем действовать наоборот. Сейчас все ваши пальцы зависли над 3- ей струной, каждый палец над своим ладом. Теперь поставим указательный па-лец на 5-й лад и сыграем 4 раза удары средним-указательным.
15) После того как сыграли, поставьте средний палец и опять сыграйте
16) Поставьте безымянный палец и сыграйте 4 раза
17) Поставьте мизинец и сыграйте 4 раза
Когда ставите палец, не надо бить с силой по струне. И ещё. Старайтесь соблюдать между звуками одинаковые длительности.
Получился цикл. Далее делаем всё точно так же на 2-й струне, затем на 1й. После этого идём вверх, до 3ей струны.
Вот это и есть первое упражнение. К нему следует отнестись очень серьёзно. Сразу у вас может не получиться, запаситесь терпением и переходите к следующему упражнению только после проработки этого. И не торопитесь! Сначала нужно играть очень медлено, чтобы «объяснить» каждому пальцу, что и когда нужно делать. Так быстро, как у меня на видео, у вас сразу не получится.
Видео:
«Урок 6 левая рука» - запись отдельно левой руки.
«Урок 6 общий план» - запись общего плана.
Теперь обратим особое внимание на кое-какие нюансы. Нужно при игре соблюдать одно очень важное условие. Момент удара пальца правой руки должен СОВПАДАТЬ с моментом постановки пальца левой руки на лад.
Смотрим видео «Неправильно» - так нельзя делать, видите, сначала слышно звук, а потом уже палец встаёт на лад, возникает пауза.
Смотрим видео «Правильно» – так и нужно играть, всё происходит одновременно, паузы нет.
Заниматься следует минимум 2 часа в день. Причём начиная с этого упражнения лучше по три часа.