Вся фишка «испанских» боёв состоит в том, что играть их нужно на определёных аккордах, тогда вы получите от гитары «испанский» звук.
Мажорные аккорды: E, E*, F, F#, G, G#, A, A#, H, C…
Минорные аккорды: Fm, F#m, Gm, G#m, Am, A#m, Hm, Cm…
Поясняю:
- аккорд Е берётся без баррэ
- аккорд Е* - это Е, смещённый на 1 лад в сторону корпуса гитары (это не E#!)
- все остальные аккорды берутся обязательно с баррэ
- аккорды А и Am берутся с баррэ на 5м ладу, A# и A#m на 6м, Н и Hm на 7м, а С и Cm на 8м
- троеточие означает, что можно и дальше двигаться в этом же направлении
По сути, вы ставите аккорд F, двигаете его по всему грифу куда угодно, и получае-те «испанский» аккорд. Или ставите Fm и тоже двигаете. Как вы видите, без владе-ния приёмом баррэ тут просто никак не обойтись.
Начнём изучать основные элементы «испанского» боя, с помощью которых вы позже будете сами составлять свои собственные бои.
Приём первый. Удар по струнам сверху вниз.
Казалось бы, что может быть проще, правда? Но тут есть одно странное обстоя-тельство. Почему-то у того, кто играет давно, это получается красиво и эффектно, а у новичка получается всё время «какой-то не такой» звук. Это оттого, что хотя приём и простой, но пальцы, не привычные к такой игре, играют немного не так, как у опытного гитариста. Это происходит от мелочей: слишком сильно/слабо ударили, попали чуть-чуть не по тем струнам. Это всё, казалось бы, неважные мелочи, но нет - скажу я вам, эти мелочи очень важные, и добиться грамотного их исполнения можно только практикой и временем.
Я обычно выполняю удар вниз 2мя сложенными друг с другом пальцами: указа-тельным и средним. Можно бить и всеми пальцами, можно только указательным – как вам угодно, но как вам удобнее, вы почувствуете только со временем, возмож-но, вы даже сами себе придумаете определённый способ игры. Но это потом, а сейчас учитесь так, как я вам скажу. Обратите внимание на движение кисти руки – она тоже двигается определённым образом. Пальцы можно либо выпрямлять при ударе, либо двигать только ксить руки. Это зависит от того, что вы играете и в ка-ком темпе.
Видео: «Удар вниз» - аккорд Е, один удар вниз, правая рука.
Давайте договоримся так. Изобретём какой-нибудь самый простой бой.
Возьмите аккорд Е. Делаем 1 удар вниз, затем пауза, 2 удара побыстрее, перестав-ляем на аккорд Е* - смещаем аккорд Е на 1 лад в сторону корпуса гитары. Снова делаем удар вниз, пауза, 2 удара побыстрее. Ставим обратно Е, снова повторяем и так далее. На схеме это будет выглядеть так:
Е V_VV
Е* V_VV
Е V_VV
Е* V_VV
Ну как, повеяло Испанией? )))))) Можете сами посочинять.
Видео:
«Первый прием правая рука» – прававя рука, медленно, бой, описаный выше.
«Первый прием общий план» – общий план, быстро, бой, описаный выше.
Приём второй. Удар по струнам снизу вверх.
Выполняется большим пальцем. Для этого ноготь на нём должен быть отрощен побольше. Чем больше, тем лучше, но если играть станет неудобно, подпилите его немного.
Играют им в основном по верхним 4м струнам. И палец должен больше как бы скользить по струнам, нежели бить по ним. Объяснить это сложно, потому что, как я уже говорил, это зависит от опыта, от практики. Вы же пока играйте так, как получится, потом само собой будет получаться так, как надо.
Видео: «Удар вверх» - один удар вверх большим пальцем, правая рука, аккорд Е.
Давайте предыдущий бой сыграем теперь с этим приёмом: V_V^ V_V^…
Е V_V^
Е* V_V^
Е V_V^
Е* V_V^
Видео:
«Второй прием правая рука» – медленно, правая рука.
«Второй прием общий план» – общий план, быстро.
Вот, собственно, 2 основных приёма вы изучили. Есть ещё один – гушение приё-мом баррэ, об этом читайте ниже.
Чтобы закрепить изученные приёмы, давайте придумаем бой посложнее. Сначала попробуйте поделать быстро вот так: V^V^V^V^V^V^… - просто вверх-вниз на ак-корде Е, затем на аккорде Е*. Это с одной стороны просто, с другой – сложно. Пы-тайтесь играть так, чтобы пальцы не столько ударяли по струнам, сколько как бы скользили по ним. Сначала не торопитесь, делайте очень-очень медленно, потом постепенно ускоряйтесь.
Видео:
«Вверх-вниз» - правая рука, аккорд Е.
А теперь изобретаем бой. Пусть он будет вот такой:
Е V_V^V_V^
E* V_V^V^V^
Е V_V^V_V^
E* V_V^V^V^
Видео: «Бой 1 медленно» - правая рука, медленно.
Посмотрите его на видео, играйте очень-очень медленно, получается быстрее – иг-райте быстрее.
Этот бой можно сыграть медленно – величественно, и быстро. Как это делается, смотрите видеозаписи.
Видео:
«Бой 1 величественно» - общий план.
«Бой 1 быстро» - общий план, быстрый вариант.
Вот эти 2 приёма и есть основа всех «испанских» боёв. Главное – уметь быстро иг-рать и импровизировать, что приходит с опытом и практикой.
Приём третий. Глушение струн при помощи приёма баррэ.
Этот приём вы уже знаете – вы его проходили в 3ей части школы. Но играть его теперь нужно будет учиться быстро, и на определённых аккордах, которые я пере-числил в самом начале этого урока.
Давайте поиграем. Возьмите аккорд G с баррэ. Сначала медленно, а затем быстрее, играйте удары вниз. Каждый удар глушите левой рукой.
Видео:
«Прием 3 правая рука» – правая рука, медленно, аккорд G, глушение левой рукой.
«Прием 3 левая рука» – левая рука, медленно, аккорд G.
«Прием 3 общий план» – медленно общий план.
«Прием 3 быстро» – быстро, общий план.
Отрабатывайте этот приём постепенно, не спешите, сначала будет сложно, ео по-том вы даже забудете про сложность.
Для разнообразия и тренировки придумаем некий простой бой. Играть будем на аккордах G и G#: V_V_VV_V_V.
Чтобы узнать ритм, с которым играть, поиграйте для начала без глушения.
Видео: «Бой 2 без глушения».
G V_V_VV_V_V
G# V_V_VV_V_V
G V_V_VV_V_V
G# V_V_VV_V_V
Видео:
«Бой 2 медленно» – медленно общий план.
«Бой 2 быстро» – быстро общий план.
Видите, уже получаетя что-то такое интересное. Если сразу быстро не получается, обязательно получится потом.
Заключение. Учитесь играть эти приёмы. Мы их будем отрабатывать в следующих уроках.